О способах защиты своих прав в случае отказа авиакомпании в посадке на самолет
- Подробности
- Опубликовано 24.11.2021 10:45
В последнее время в транспортную прокуратуру все чаще стали поступать сообщения об отказах пассажирам в посадке на самолеты по основаниям, не предусмотренным воздушным законодательством – отсутствием мест на воздушном судне.
Отказ в перевозке с указанной формулировкой может быть обусловлен отсутствием достаточного количества годных к полетам воздушных судов, заменой типа воздушного судна на судно меньшей вместимости, либо овербукингом.
Овербукинг - это продажа авиакомпанией большего количества билетов, чем мест в самолете с целью повышения экономической целесообразности рейсов, так как по общероссийской статистике, около 10 процентов пассажиров отказываются от билетов менее чем за сутки до полета или же вовсе не приходят на рейс.
Стоит отметить, что прокуратурой факты овербукинга среди авиакомпаний, осуществляющих внутрирегиональные перевозки в северные районы Хабаровского края, не фиксировались. Указанное связано с высоким спросом на авиабилеты и высокой фактической заполняемостью рейсов в силу специфики – отсутствие стабильного круглогодичного сообщения иными видами транспорта. Однако распространены отказы в регистрации пассажиров на рейс вследствие отсутствия резервных воздушных судов, неисправности воздушного судна и его замены на другое меньшей вместимости.
В любом случае, если вы своевременно явились для прохождения предполетных процедур, а вам отказывают в регистрации и посадке на рейс по причине того, что все места в салоне самолета уже заняты, это является нарушением прав потребителей за которое предусмотрено как гражданско-правовая, так и административная ответственность.
В такой ситуации имеет место односторонний отказ от исполнения обязательств, запрещенный в силу п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
За нарушение установленного запрета перевозчик обязан возместить все причиненные такими действиями убытки (ст. 15 ГК РФ).
Кроме того, в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В целях реализации права на досудебное взыскание штрафа, предусмотренного статьей 120 ВК РФ, а также возмещения дополнительных расходов и морального вреда, возникших в связи с инцидентом, необходимо направить письменную претензию в авиакомпании в соответствии со статьей 124 ВК РФ.
Согласно положениям статьи 126 ВК РФ при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.
У авиакомпании есть 30 дней для ответа на претензию с даты ее получения (п. 1 ст. 128 ВК РФ). Если по истечении этого периода вам так и не ответили или результаты рассмотрения претензии не устроили, то за защитой своих прав необходимо обращаться в суд.
В исковом заявлении следует последовательно описать все факты неправомерного поведения авиакомпании, приложить к нему:
- копии документов, подтверждающих, что перелет не состоялся;
- копию направленной вами претензии, по возможности с отметками об отправлении и получении, ответа авиакомпании (если был дан);
- копии квитанций, чеков и иных документов, подтверждающих ваши дополнительные расходы, возникшие в связи с невылетом.
С целью недопущения повторения подобных нарушений авиакомпанией и привлечения ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (оказание услуг ненадлежащего качества), вы вправе обратиться в транспортную прокуратуру.
Помощник
Николаевского-на-Амуре
транспортного прокурора Александр Шайтанов