О профилактике коррупционных проявлений в организациях
- Подробности
- Опубликовано 20.07.2018 10:58
Национальной стратегией противодействия коррупции пропагандируется создание в обществе атмосферы нетерпимости к любым коррупционным проявлениям. Для реализации данной задачи на организации возлагается обязанность разрабатывать и принимать меры по противодействию коррупции.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» предлагаются меры по предупреждению коррупционных проявлений, которые могут приниматься в организациях (статья 13.3):
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Выбор форм и количества мер определяется на усмотрение руководителя организации.
Самым распространенным примером соблюдения указанных выше требований является утверждение в организации кодекса этики и служебного поведения для работников или положения об антикоррупционной политике.
При этом типичной ошибкой руководителей при введении их в действие следует отметить «вольное», отличное от установленных в законе, изложение применяемых понятий и терминов (например, что такое «коррупция», «взятка», «коммерческий подкуп», «конфликт интересов», «близкий родственник» и т.д.).
Реализация мер по предупреждению коррупции в разрез с нормами действующего законодательства может повлечь неправильное представление работников организации о допустимости и ненаказуемости запрещенных законом действий (бездействия), связанных с занимаемым служебным положением, что не согласуется с целями и задачами Национальной стратегии противодействия коррупции, не способствует формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, как одной из мер по профилактике коррупции.
Например, в результате проверок достаточности принимаемых мер по противодействию коррупции, Николаевским транспортным прокурором выявлены нарушения в деятельности 5 поднадзорных организаций.
По протестам транспортного прокурора в 4 приказа об утверждении антикоррупционной политики компаний, внесены соответствующие изменения для приведения их в соответствие с законом, а руководителем одной из организаций транспорта по прокурорскому представлению исполнена обязанность по разработке мер по предупреждению коррупционных проявлений, от самостоятельной реализации которой, он ранее уклонился.
Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор Е.В. Ермакова