РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ДЕКЛАРИРОВАНИИ СООТВЕТСТВИЯ ПРИЧАЛОВ И ПОРТОВЫХ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
- Подробности
- Опубликовано 29.05.2019 15:10
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623 и №620 утверждены «Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» и «Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта», соответственно. Указанные регламенты вступили в законную силу с 12.02.2012 г. и являются подзаконными актами к федеральному закону от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (действующая редакция с учетом Федеральных законов № 65-ФЗ от 1.05.2007 г. и № 189-ФЗ от 18.07.2009 г. о внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»).
В данных правовых актах в развитие положений главы 4 ФЗ «О техническом регулировании» даны разъяснения по вопросам подтверждения соответствия причальных сооружений требованиям действующих регламентов.
Согласно указанным выше документам собственник или эксплуатирующая организация для безаварийной эксплуатации причальных сооружений должна иметь утвержденную в установленном порядке декларацию соответствия требованиям технического регламента.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 октября 2012 г. № 1108 «Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений», в соответствии с которым государственный надзор за безопасностью судоходных и портовых гидротехнических сооружений возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Ниже приведены разъяснения по ряду правовых вопросов, возникающих в области оценки соответствия и декларирования соответствия причальных сооружений.
1. По вопросу проведения обследований причальных сооружений
Согласно требованиям п. 453 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» «…Технический надзор за объектом регулирования осуществляется в виде …очередных и внеочередных обследований причалов и причальных сооружений, производимых аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром)».
Кроме того, согласно п. 518 причалы и причальные сооружения «…подлежат подтверждению соответствия требованиям технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра)».
«Составлению декларации соответствия… предшествует подготовка собственных доказательных материалов …и проведение обследования объекта регулирования (причального сооружения) аккредитованной испытательной лабораторией (центром)».
Согласно требованиям п. 4.4 ГОСТ Р 54523–2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие с 25 ноября 2011 г.: «…Для выполнения обследований должны привлекаться специализированные организации, имеющие опыт проведения работ по комплексному обследованию сооружений, квалифицированных специалистов в области технического контроля сооружений, необходимую нормативно-методическую и материально-техническую базу. Специализированные организации, выполняющие обследования эксплуатируемых сооружений для подтверждения и оценки их соответствия требованиям безопасности эксплуатации, должны быть аккредитованы в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральным законом от 01.05.2007 № 65-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О техническом регулировании».
Анализируя материалы вышеуказанных правовых актов, следует отметить, что организации, имеющие испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленномпорядке Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация), внесены в Реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), ведение которого осуществляет Росаккредитация (Реестр аккредитованных лиц - http://public.fsa.gov.ru/rao/).
2. По вопросу оформления и составу декларации соответствия
Декларирование соответствия причалов и портовых причальных сооружений согласно статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» должно проводиться с соблюдением следующих требований:
«1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).
Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом».
Согласно п. 518 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» причалы и причальные сооружения «…подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
При этом заявителем является собственник или эксплуатант объекта».
Анализируя материалы вышеуказанных правовых актов, следует отметить, что оформление декларации соответствия проводится собственником или эксплуатантом причала и портового причального сооружения на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в установленном порядке Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) и внесенной в Реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), ведение которого осуществляет Росаккредитация (Реестр аккредитованных лиц - http://public.fsa.gov.ru/rao/).
3. По вопросу доказательных материалов
В п. 2, 3 статьи 24 «Декларация соответствия» Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» указано:
«2. При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента…
Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом, состав указанной технической документации может уточняться соответствующим техническим регламентом (в данном случае одним из двух «Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» или «Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта»).
3. «При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:
включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)…».
Согласно п. 518 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» «…Составлению декларации о соответствии указанных объектов регулирования (причалов и причальных сооружений) требованиям настоящего технического регламента предшествует подготовка собственных доказательных материалов (технической документации, результатов собственных испытаний и измерений, других документов, служащих мотивированным основанием для подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента) и проведение обследования объекта регулирования аккредитованной испытательной лабораторией (центром)».
Согласно п. 519 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» «По результатам обследования аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выдает документы, в которых указываются режимы безопасной эксплуатации и срок действия документов (период безопасной эксплуатации), определяется перечень необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ремонтных работ и сроки их выполнения. Указанные документы являются доказательными материалами для принятия декларации о соответствии, полученными с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра)».
Согласно действующим правовым актам, приведенным выше, доказательной базой для составления декларации о соответствии причала или причального сооружения является проектная и исполнительная документация на причальные сооружения, результаты собственных испытаний и измерений, проводимых собственником или эксплуатантом, это могут быть указанные в п.п.477-485 «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, а также результаты обследования объекта, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), которые позволят оценить соответствие причала требованиям Технического регламента и, в случае его соответствия этим требованиям приступить к разработке декларации о соответствии, а в случае несоответствия заполнить только бланк заключения о годности причала с указанием в нем мероприятий по проведению ремонтных работ и ограничениях в использовании причала или его выводу из эксплуатации. Последнее требование в данном случае утверждено Постановлениями Правительства РФ на уровне технических регламентов и является обязательным для всех заявителей.
В случае несоответствия причала требованиям технического регламента декларация о соответствии может быть разработана лишь после проведения всего комплекса ремонтно-восстановительных работ и получения по результатам очередного технического обследования аккредитованной лабораторией заключения о соответствии причала этим требованиям.
Исключением из общего правила может быть лишь заявитель, который сам имеет статус аккредитованной испытательной лаборатории.
Таким образом, обследование объекта регулирования (причала и причального сооружения) аккредитованной испытательной лабораторией (центром) перед составлением декларации о соответствии носит обязательный характер.
Помощник
Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора А.С. Шайтанов