Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Порядок реализации права на обращение

2a9de6f2a42dПраво на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым правом человека и гражданина в Российской Федерации, гарантированное Конституцией Российской Федерации (статья 33)

 

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в том числе и органами прокуратуры.

Данный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в ином порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами.

1.      Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.

2.      Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

4.      Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

5.      Недопустимо преследование гражданина в связи с его обращением.

6.      При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

7.      Запрещается перенаправлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, чье решение или действие (бездействие) обжалуются.

8.      Обращение подлежит обязательному рассмотрению.

9.      Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Кроме того, данным Федеральным законом определены следующие права гражданина:

1)      представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2)      знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах  содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3)      получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (за исключением рассмотрения отдельных обращений), уведомление о переадресации письменного обращения;

4)      обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5)      обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

При подаче обращения гражданин в обязательном порядке указывает в нем: либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение может быть направлено также в форме электронного документа. В этом случае гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Федеральный закон устанавливает сроки регистрации и рассмотрения обращения:

- в течение трех дней с момента поступления обращение должно быть зарегистрировано;

- в течение 30 дней со дня регистрации обращение должно быть рассмотрено, в исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на это лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

- в течение 7-дней перенаправлено в случаях, если рассмотрение данного обращения не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.

За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правом возбуждать производство по делу об административном правонарушении по данной статье обладает исключительно прокурор.

В случае нарушения прав при разрешении обращения, несоблюдения порядка его рассмотрения, гражданину или представителю организации необходимо обратиться в прокуратуру с письменным заявлением о проведении проверки по данному факту и принятии мер реагирования.